Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Виртуальные социальные сети на современном этапе характеризуются в качестве привычного явления для подавляющего большинства людей. Именно социальные сети позволяют человеку быть в курсе последних как общемировых, так и национальных новостей, и событий. Социальные сети, невзирая на небольшой срок существования, во многом н стали незаменимыми, а их влияние на людей, а также их жизнь стало весьма заметным.
Для подростков социальные сети предоставили немало возможностей уйти от реальности в особый мир: виртуальные игры, онлайн-общение, развлечения, новости. Все это подростку позволяет несколько отойти от барьеров и проблем, имеющихся в его жизни. Но социальные сети позволяют не только пусть на время убежать из реального непростого мира, но и предоставляет возможность построить в нем собственный, что оказывает влияние не только на восприятие подростком объективной реальности, но также и на его психике.
Изучению влияния социальных сетей на подрастающее поколение посвящены работы А.Е. Войскунского, Н.С. Козловой, Л.В. Колпиной, Д.О. Королевой, Т.В. Панковой, Н.В. Сергеевой, О.В. Рубцовой, А.С. Панфиловой, В.К. Смирновой, О.И. Самосват, С.И. Самыгиной, М.Ю. Поповой, Д.С. Загутина, В.А. Щербаковой и др. При этом современные психологические и социологические исследования социальных сетей ориентированы в первую очередь на изучения феноменов аддикции, затем – на рассмотрение особенностей трансляции Я, наличии коммуникационные барьеры и различных способов их преодоления. Однако социальные сети – это динамично изменяющаяся виртуальная среда, поэтому проводимые исследования этого феномена достаточно быстро устаревают.
Таким образом, проблема данного исследования заключается в противоречии между сформированными представлениями о роли социальных сетей для подростков, и изменившимися функциональной значимость социальных сетей в настоящий момент. Противоречия между теоретической разработкой проблемы и недостаточной практической разработанностью выявляет проблему исследования: роль социальных сетей в жизни подростков. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: влияние на подростков виртуальной реальности.
Предмет исследования: роль в жизни подростков социальных сетей.
Гипотеза исследования: в соответствии с целью, объектом и предметом исследования мы предполагаем, что: социальные сети в жизни подростков являются отдельным элементом их жизнедеятельности. Преимущественно социальные сети выполняют коммуникативную функцию.
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предполагают решение следующих теоретических и практических задач:
1.Провести анализ подходов отечественных и зарубежных исследователей по проблеме социальных сетей в жизни общества.
2.Раскрыть социально-психологические особенности подросткового возраста.
3.Определить факторы, влияющие на вовлечение подростков в социальные сети
4.Выявить эмпирическим путем роль социальных сетей в жизни подростков.
Методологическую основу нашего исследования составляет концепция влияние интернет-среды на психику человека описано Ч. Крука,
Теоретической основой нашего исследования являются: 1) теории виртуализации социальных сетей (Н. Виннер, С. Хилц, И. Казанская, Ю.М. Кузнецова, О.В. Смысловой); 2) методика социально-психологических механизмах (М.В. Ионцева, Г.В. Довжик, В.Н. Воронин).
Методы исследования. В работе использовались методы и методики психологического исследования:
1.Тест «Влияние социальных сетей» (авторский).
2.Рисуночный тест «Я и социальные сети» (Ч. Ширн, К. Расселл).
3.Методика «15 минут» (Д.О. Королева).
Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие ученики МОУ основная общеобразовательная школа № 36 8 класс – 20 человек. Общее число испытуемых составило 20 человек.
Структура работы:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В тексте курсовой работы содержатся 6 рисунков. Библиографический список содержит 25 наименований источников. Из них 1 зарубежный автор. Содержание работы изложено на 42 страницах.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, дается обзор методов исследования. В первой главе «Социальные сети и подростки: теоретический аспект» мы рассмотрели социальные сети как виртуальный феномен, социально-психологические особенности подросткового возраста. Выявлены факторы, влияющие на вовлечение подростков в социальные сети. Во второй главе «Эмпирическое исследование роли социальных сетей в жизни подростков» мы описали организацию и проведение экспериментальной работы, а также проанализировали ее результаты. В заключении подтверждается актуальность темы исследования. Дано краткое обобщение по отражению степени разработанности проблемы, изложены выводы исследования.
ГЛАВА I.СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ПОДРОСТКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1 Социальные сети как виртуальный феномен
Впервые термин «социальная сеть» был введен 1954 г. Джеймсом Барнзом и после этого он получил весьма широкое распространение в разных сферах гуманитарного знания. Однако еще до этого многие социологи писали о значимости рассмотрения общества в качестве сложного переплетения разного рода социальных связей и их конфигураций, а не исключительно фиксации в нем устоявшихся так называемых «жестких» социальных структур. Но с развитием технологий передачи данных непосредственно через технологические сети, с возникновением глобальной сети Интернет появляются также и виртуальные социальные сети, которые функционируют на базе сайтов с конкретным контентом и структурой.
На современном этапе развития общества социальные сети являются неизменным спутники большинства людей. Социальные сети, невзирая на короткую жизнь, во многом стали незаменимыми, а их влияние на пользователей привлекло внимание множества исследователей. При этом определить понятие «социальной сети» непросто, так как постоянное их изменение и развитие, расширение и дополнение функционала делает данный процесс весьма сложным, а внедрение в них еще и социальных коммуникаций еще больше усложняет их структуру.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Брюхова, В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству / В.М. Брюханов // Классный руководитель. – 2007. – № 6. – С.126-131.
2. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета / А.Е. Войскунский // Психологич. журн. – 2004. – № 1. – С. 90–100.
3. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Пед. о – во России, 2016. – 488 c.
4. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2016. – 412 с.
5. Козлова, Н.С. Влияние самочувствия, активности и настроения на характер использования социальных сетей / Н.С. Козлова // Научно-исследовательский и образовательный потенциал современной высшей школы: сб. науч. тр. II Междунар. науч.-практич. конференции / общ. ред. О.П. Чигишевой. – М., 2014. – С. 87–90.
6. Козлова, Н.С. Изучение специфики вовлеченности подростков в социальные сети / Н.С. Козлова, Е.Е. Чёрная // Молодой ученый. – 2015. – № 11 (91). – С. 1740-1744. – URL: https://moluch.ru/archive/91/19656/ (дата обращения: 15.03.2022).
7. Колпина, Л.В. Проблемы функционирования региональных социальных сетей / Л.В. Колпина //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2016. – №. 2 (132). – С. 27-32.
8. Королева, Д.О. Исследование повседневности современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения / Д.О. Королева // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5. – № 2. – С. 55–61.
9. Крук, Ч. Школы будущего / Ч. Крук // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Терра-Можайск, 2000. – С. 314-332.
10. Михайлова, Н. Понимать детство / Н. Михайлова, С. Юсфин. – М.: Народное образование, 2019. – 188 с.
11. Мудрик, А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2016. – 98 с.
12. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология, детство, отрочество / В.М. Мухина. – М.: «Академия», 2017. – 456 с.
13. О книге Дона Тапскотта «Электронно-цифровое oбщество» // Степанов В.К. Век сетевого интеллекта. – URL: //http:emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bef8b90eb6894281c3256c4e0027b866 (дата обращения 10.03.2022)
14. Обсуждаем проблемы воспитания: Методические разработки педагогических советов / под общ. ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 196 с.
15. Панкова, Т.В. Исследование интернет-зависимости подростка / Т.В. Панкова, Н.В. Сергеева // Современная педагогика. – 2014. – № 3. – URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/5/2328 (дата обращения: 13.03.2022)
16. Прихожан, А.М. Проблема подросткового кризиса / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // Психологич. наука и образование. – 2012. – №1. – С.82-87.
17. Роль виртуальных социальных сетей в жизни современного школьника. Отчет по итогам НИР / Е.В. Аржаных, И.В. Задорин, Е.Ю. Колесникова и др. – М., 2014. – 107 с.
18. Рубцова, О.В. Исследование взаимосвязи личностных особенностей подростков с их поведением в виртуальном пространстве (на примере социальной сети «ВКонтакте») / О.В. Рубцова, А.С. Панфилова, В.К. Смирнова // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23. – № 3. – C. 54-66.
19. Садыгова, Т.С. Социально-психологические функции социальных сетей / Т.С. Садыгова // Вектор науки ТГУ. – 2012. – №3(10). – С. 42-46.
20. Самосват, О.И. Социальное одобрение как фактор коммуникативного поведения подростков в социальных сетях: автореф. дис. … канд. психологич. наук. / О.И. Самосват. – Ярославль, 2016. – 22 с.
21. Самыгин, С.И. Социальные сети как социальный институт социализации молодёжи / С.И. Самыгин, М.Ю. Попов, Д.С. Загутин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – №5. – С.46-49.
22. Социальная психология: учеб. пособие для вузов / сост.: Р.И. Мокашенцев, А.В. Мокашенцева. – Новосибирск: Сибирск. соглашение; М.: ИНФРА-М, 2018. – 408 с.
23. Титов, Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б.А. Титов. – СПб.: Питер, 2017. – 286 с.
24. Черемисова, И.В. Контент-анализ страниц активных пользователей социальной сети «ВКонтакте» / И.В. Черемисова // Вестн. Волгоградск. гос. ун-та. Сер. 11: Естественные науки. – 2016. – №. 2 (16). – С. 31-37.
25. Щербакова, В.А. Паттерны коммуникации подростков в социальных сетях / В.А. Щербакова // Коммуникология. – 2020. – Т. 8. – №1. – С. 128-136..